И снова, здравствуйте
:) Поздравляю вас с началом следующего этапа в изучении турецкого языка!
Надеюсь, предыдущий курс вам понравился и был отлично усвоен. В новых уроках вас
ждет гораздо больше чтения и аудирования, а также новая интересная лексика;
в домашних заданиях появится больше сочинений на разнообразные темы, ну и,
конечно же, вы узнаете новые грамматические правила, которые помогут сделать
вашу речь правильной и красивой! Мне самой уже не терпится, давайте же поскорее
начинать!
Урок 1/ 1.
Ders
В этом уроке мы
много чего послушаем и почитаем, а также разберемся со способами выражения
долженствования в турецком языке
1. Аудирование / Dinleme-anlama
2.
Долженствовательное
наклонение
malı/meli
3.
Работа с текстом /
okuma-anlama
4. Аудирование 2
/ Dinleme-anlama
2
5.
Другие способы выражения долженствования
6.
Работа с текстом 2 /
okuma-anlama 2
7. Аудирование 3 /
Dinleme-anlama 3
8.
Домашняя работа

1.
Аудирование / Dİnleme - ANLAMA
Обычно в
турецких семьях гостей принято закармливать, запаивать чаем и забалтывать
:)
Ну и еще дарить подарки. Вот
послушайте, как повезло девочке Линде, которая пришла домой к своей турецкой
подруге в гости. В первой части диалога она разговаривает с подругой и ее мамой,
а во второй части – с другой своей подругой, рассказывая ей о том, как все
прошло(можете воспользоваться подсказкой).
Незнакомые
слова:
çekinmek
–
стесняться
içten
=
samimi
-
душевный, сердечный
geri
çevirmek
– браковать,
отказываться от ч-л.
dantel
– кружево
şamdan
– подсвечник
biblo
– безделушка,
брелок
Ну, а теперь ответьте на
вопросы, а последний вопрос, кстати, будет темой для вашего мини-сочинения
:)

2. Долженствовательное наклонение –malı/meli
Слушая диалог (и
подглядывая в подсказку) вы наверняка заметили употребление глагола с
аффиксом
malı/meli.
В турецком языке
таким образом выражается долженствовательное наклонение.
положительная
и отрицательная
форма
Когда нам нужно сказать, что кто-то должен или не должен что-то сделать (или
что кому-то нужно или не нужно что-то делать) , мы используем следующую
формулу:
ОСНОВА + (MA2)
+ MA2LI2 + (y) +
Л. Аффиксы
I-ой
степени
|
Вот смотрите, несколько примеров:
Arkadaşıma
söz verdim, randevuma geç kalmamalıyım
– Я дал
другу слово, я не должен опоздать на встречу!
Annem
üç
saat önce uçağa bindi. Şimdi otelde olmalı.
– Моя
мама три часа назад села в самолет. Сейчас она
должна быть в отеле
Sporcular oyunu kuralına
göre oynamalı –
Cпортсмены
должны играть согласно правилам игры
Hastanede yüksek
sesle konuşmamalıyız –
Мы не
должны громко
разговаривать в больнице
Обратите внимание, что в безличных предложениях, типа: «Здесь нельзя курить!»
или «В библиотеке нужно говорить тихо!» тоже может употребляться аффикс
malı/meli:
но только без
личных аффиксов. То есть:
Burada sigara
içmemeli
и
Kütüphanede
alçak sesle konuşmalı
Упражнения для закрепления
a) Сделайте, пожалуйста, упражнение, используя глагол в
долженствовательном наклонении, и переведите предложения:
öğün
– прием пищи,
çevre
–
окружающая среда
b)
Пофантазируйте и ответьте на вопросы как в примере. Что нужно сделать?
c)
Для того чтобы окончательно усвоить тему, переведите письменно на
турецкий язык следующие предложения:
Чтобы хорошо говорить по-турецки, ты должен на уроке много разговаривать
Чтобы быть умным человеком, ты должен много читать
Вы
должны знать правила
Мы
должны поехать в Стамбул этим летом.
В
этом году я должен прочитать много книг.
Мы
должны уважать старших.
Ты
не должен поздно ложиться спать.
Ты
должен помыть руки перед едой.
Люди должны чистить зубы два раза в день.
Али должен сдать экзамен в институте.
Сегодня я должна рано лечь спать.
Ты
не должен курить.
Вы
не должны разговаривать в классе на русском языке.
Мы
не должны друг другу врать.
Вы
не должны ссориться с друзьями.
вопросительная
и
вопросительно-отрицательная форма
У
долженствовательного наклонения есть и такие формы, они образуются по
следующей формуле:
ОСНОВА + (MA2)
+ MA2LI2 MI2+(y) +
Л. Аффиксы
I-ой
степени? |
Разберемся на примерах:
Her sabah
bu
ilaçtan içmeli misin? –
Ты
должен каждое утро
пить это лекарство?
Anketteki
bütün
soruları yanıtlamalı mıyız? –
Мы
должны ответить на все вопросы анкеты?
Sen
onunla görüşmüyorsun
diye ben de görüşmemeli
miyim?
–
Из-за того, что ты с
ним не видишься, я разве тоже не должен с
ним видеться?
Dişçiden
korkuyor diye dişçiye gitmemeli
mi?
–
Из-за того что он боится стоматолога, ему
разве не нужно
ходить к врачу?
Вопросительно-отрицательная форма употребляется довольно редко.
Упражнения на закрепление:
a) Сделайте, пожалуйста упражнение, употребив глагол в нужной форме
долженствовательного наклонения, и переведите предложения:
dikmek
– шить ,
prova
yapmak
– мерить,
hırslı
–
амбициозный
b)
Переведите письменно на турецкий язык следующие предложения:
Должны ли они завтра сюда прийти?
Должна ли я одеть красивое платье на свадьбу сестры?
Разве мы не должны каждый год сдавать экзамены?
Разве я должен говорить тебе правду?
Тебе завтра нужно рано вставать?
Разве твоя мама не должна сегодня идти на работу?
3. Работа с
текстом /
okuma - anlama
Прочитайте, пожалуйста, два интервью.
Turizm
nedir? – Что такое туризм? Как он влияет на жизнь людей в Турции?
На этот вопрос
ответили агент по туризму и обычный рыбак. Прочитайте оба эти мнения и
ответьте на вопросы после текста. Последний вопрос - это второе
мини-сочинение для вас на сегодня :) Читая текст, отметьте употребления
долженствовательного наклонения.
Незнакомые слова:
gelir
– доход
kaynak
–
источник
yaklaştırmak
– сближать
sağlamak
-
обеспечивать
kaynaşma
–
слияние
ön yargı
– стереотипы,
предубеждения, предрассудки
araç
–
средство
olanak
- возможность
çoğaltmak
– увеличивать
kurtarıcı
–
спасительный
çevre
–
окружающая среда
değer
–
ценность
tamamlamak –
дополнять
arazi
– территория
beklenti
–
чаяния, предвкушения.
Ответьте на вопросы:
Отметьте, верны или неверны следующие высказывания:
4.
АУДИРОВАНИЕ 2 /
Dİnleme
- anlama
2
Прослушайте следующие
отрывки диалогов и монологов.
У вас будет два задания. Во-первых, отметьте, где
происходит каждый из них.
А
во-вторых, закончите предложения, согласно услышанному в разговорах (может
быть вам потребуется послушать диалог еще несколько раз).
5.
ДРУГИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
Если Вы внимательно слушали диалоги и читали текст, то вы заметили, что
долженствование в турецком языке может выражаться и другими способами.
Для того, чтобы передать
желание того, чтобы действие совершалось (или не
совершалось), подчеркнуть его необходимость,
употребляются следующая формула, которая переводится как «надо», «нужно» или
«не
надо», «не нужно».
Она практически идентичны суффиксам
malı/meli
основа + (ma2)
+ аффикс принадлежности /инфинитив
gerek/lazım
/ gerek
+ аффикс времени
|
Разберемся на примерах:
İyi resim yapabilmek için yetenekli olmak
gerek / lazım – Для
того чтобы хорошо рисовать надо быть способным.
Bu masa çok ağır, tek başıma taşıyamam, bana yardım etmen
gerekiyor
– Этот стол очень тяжелый, один его не донесу, тебе
нужно будет мне помочь.
Onları
bu zor günlerinde yalnız bırakmamak
gerek
/ lazım
– Их
не нужно оставлять
одних в эти сложные для них дни.
Yarın
erken kalkmam gerekiyor –
Завтра мне
надо рано вставать.
То
есть, лицо того, кто совершает действие в этих
случаях показывается аффиксом принадлежности усеченного инфинитива. В
безличных же предложениях используется инфинитив.
Следующий вариант выражения долженствования имеет немного другой оттенок –
оттенок обязанности, необходимости совершения действия. Переводятся такие
предложения как «обязательно нужно что-то сделать», «быть обязанным что-то
сделать», «быть вынужденным что-то сделать». Вот по каким формулам они
образуется:
инфинитив
zorunda
+ (y)
личный аффикс 1
степени
mecburiyetinde
|
инфинитив
zorunda kalmak
|
основа +
ma2ya2
mecbur +
личные
аффиксы 1 степени
|
Примеры, которые помогут вам разобраться:
Misafirler akşam
gelecek, evi sabahtan toplamak zorunda
değilim –
Гости придут только
вечером, мне не обязательно нужно с утра
убираться в доме.
Siz
de bu akşam toplantıya katılmak
mecburiyetindesiniz/ zorundasınız -
Вы тоже
обязаны
присутствовать на сегодняшнем собрании
Evden
erken çıktım ve Ali’yi 15 dakika beklemek
zorunda kaldım
– Я рано вышел
из дома и был вынужден
ждать Али 15 минут.
Упражнения для закрепления
a)
Сделайте упражнение, используя новые формы выражения долженствования
b)
Переведите на
турецкий язык следующие предложения:
Тебе нужно прочитать книгу до следующего экзамена.
Нам нужно охранять окружающую среду.
Али был вынужден бросить институт и пойти на работу
Ему нужно срочно бросить курить.
Мне нужно быть дома в двенадцать.
Для того чтобы хорошо говорить по-турецки, нужно практиковаться.
Не
нужно лениться и не делать домашнюю работу.
Ты
не должен есть жирную и соленую еду.
Я
не обязан рассказывать тебе, что я сегодня делал.
с)
Заполните пропуски, используя все подходящие способы выражения
долженствования
fatura
–
счет,
bankamatik
–
банкомат,
biriktirmek
– откладывать,
копить (деньги), tahammül
-
терпение
6. Работа с
текстом 2 /
okuma-anlama
2
Предлагаю вам прочитать интересное предание о великом
турецком архитекторе Синане, который построил знаменитую мечеть Сулеймание в
Стамбуле. Прочтите текст, ответьте на вопросы после него и обратите внимание
на употребление долженствования:
Незнакомые слова:
eğri
– кривой
doğrultmak
–
выправлять,
исправлять, выпрямлять
dağılmak
-
рассеиваться
şüphe etmek
–
сомневаться
önlemek –
предотвращать
Отметьте, верны или не верны следующие высказывания:
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
7. АУДИРОВАНИЕ
3 /
DİNLEME
– ANLAMA
3
Ну
и,
наконец, давайте порадуем себя песенкой Таркана. Тут мы убьем сразу четырех
зайцев. Во-первых, насладимся хорошей песней. Во-вторых, услышим, как употребляется
долженствовательное наклонение. В-третьих сделаем упражнение, заполнив
пропуски нужными словами. Ну, а в-четвертых, после всего этого мы сможем
сами подпевать Таркану, подглядывая в слова. Учебное грамматическое караоке
одним словом :)
Наслаждайтесь!
Tarkan –
Unutmamalı
8.
Домашняя работа
Жду от вас мини-сочинений!
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Ну вот и все на сегодня! Спасибо за внимание, до встречи во
втором уроке!