Урок 4 / 4. Ders
Этот урок в большей степени будет посвящен грамматике. Сначала мы повторим наши знания, полученные на прошлых занятиях. Затем узнаем как образуется настоящее время изъявительного наклонения глаголов и отрицательная форма глагола, научимся определять инфинитив, узнаем когда употребляется словообразовательный аффикс С2А2 и выучим новые слова и выражения.
3. Неопределенная форма глагола (инфинитив)
5. Отрицательная форма глагола в настоящем времени
6. Словообразовательный Аффикс C2a2
Ответьте на вопросы:
Mesleğiniz ne? Kaç yaşındasınız? Nerede yaşıyorsunuz? Bugün günlerden ne (= bugün hangi gün)? Bugün Salı mı? Bu ay hangi? Bu yaz hava soğuk mu sıcak mı?
Переведите слова:
sokak
bardak
неделя
день
yıl
mevsim
цвет
месяц
kişi
Perşembe
Pazartesi
Şubat
Апрель
Сентябрь
Суббота
yaz
зима
весна
sonbahar
Просклоняйте по лицам:
garson, hasta, güzel, büyük
Ben garsonum
Sen garsonsun
O ......... и тд.
Поставьте в отрицательной форме:
Masa sarı. Ben hastayım. Biz sınıftayız. Masada telefon var
Ответьте положительно и отрицательно на вопросы:
Sen doktor musun? Ali müdür mü? Ayşe ofiste mi? Sende para var mı?
Переведите на русский язык:
Kaç yaşındasınız? Hangi çiçek (цветок) güzel? Ofiste kaç masa var? Hangi renk güzel değil?
Saat kaç? Haftada kaç gün var?
Переведите на турецкий язык:
Какой у Вас номер телефона? Сколько в классе учеников? Какая девочка красивая? Сколько книг в сумке? В этой комнате (oda) два стола и пять стульев. В году 12 месяцев. Сколько месяцев в каждом сезоне? В году 365 дней.
Давайте запомним несколько новых слов. Это обстоятельства времени:
sabah – утро (her sabah – каждое утро, bu sabah – этим утром)
akşam – вечер (то же самое)
gündüz – день (но: her gün – каждый день, bugün – сегодня)
yarın - завтра
dün – вчера
şimdi - сейчас
3. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВ)
В турецком языке инфинитив очень легко распознать. В любом словаре глаголы – это слова, заканчивающиеся на аффикс инфинитива: -mak/mek (ударный)
(Вы, конечно же, сразу поняли, почему у аффикса 2 варианта? Правильно! По закону гармонии гласных: –mak, если последняя гласная основы твердая, и –mek, если последняя гласная основы мягкая.)
Например:
аlmak - покупать,
gitmek – идти, уходить,
sormak - спрашивать,
sevmek - любить,
olmak - быть,
bilmek - знать
Предлагаю вашему вниманию список самых употребляемых глаголов в турецком языке. Думаю, он вам пригодится.
На этом уроке мы с вами начнем изучать настоящее время на –yor. Я думаю, что это одно из наиболее часто употребляемых времен (особенно для нас, начинающих. «Я иду, делаю, смотрю, говорю, хочу есть, люблю!» – вон сколько всего можно будет сказать к концу этого урока)!
Итак, настоящее время на –yor употребляется
- если действие происходит в настоящий момент: Я иду в школу.
- если действие присуще субъекту вообще: Я каждый день хожу в школу
- с глаголами движения в значении будущего времени: Сегодня вечером я иду в кино
Видите, во всех случаях и в русском языке глагол «идти» тоже стоит в настоящем времени.
Настоящее время образуется посредством присоединением к основе глагола аффикса
–yor (который не подчиняется гармонии гласных) и личных аффиксов сказуемости 1ой степени (которые как раз закону гармонии подчиняются и после –yor принимают гласную u)
Официально ударение должно падать на слог, предшествующий аффиксу –yor, но в современном языке ударение может падать и на –yor.
Итак, смотрите: okumak – читать. Берем основу слова oku, прибавляем аффикс yor и затем, как и в случае с существительными и прилагательными, склоняем по лицам, прибавляя аффиксы:
Ben okuyorum – я читаю
Sen okuyorsun – ты читаешь
O okuyor – он читает
Biz okuyoruz – мы читаем
Siz okuyorsunuz – вы читаете
Onlar okuyorlar – они читают
Все должно быть понятно. Теперь внимание!
Если основа глагола заканчивается на согласный, то между нею и аффиксом настоящего времени – yor возникает узкий гласный (ı i u ü), вид которого определяется качеством последнего гласного основы (по закону гармонии).
Сейчас на примерах расшифрую вам эту абракадабру. Смотрите:
yapmak – делать. Беру основу yap. Она заканчивается на согласный, значит перед -yor должна стоять одна из гласных ı i u ü. Смотрим на последнюю (и в нашем случае единственную) гласную основы. Это гласная а, после которой по закону гармонии гласных должна идти гласная ı. Значит, к основе я прибавляю гласную ı и аффикс -yor
Итак:
yapmak - Ben yap+ı+yor+um - я делаю
bilmek - Sen bil+i+yor+sun – ты знаешь
gülmek - O gül+ü+yor – он смеется
konuşmak - Biz konuş+u+yor+uz - мы разговариваем
görmek - Siz gör+ü+yor+sunuz – вы видите
С этим разобрались (надеюсь). Теперь внимание еще раз!
При присоединении аффикса – yor к основам, оканчивающимся на широкие гласные a или е, последние переходят соответственно в узкие ı или i или в губные u или ü (если в предыдущем слоге есть губные гласные)
Расшифровка :)
başlamak - Ben başlıyorum – я начинаю
demek - Sen diyorsun – ты говоришь
oynamak - O oynuyor - он играет
söylemek - Biz söylüyoruz - мы говорим
Итак, давайте подведем итоги. Запишем все правила в виде парадигмы, по одному взгляду на которую все можно понять и вспомнить.
ОСНОВА + (I4) yor + личные аффиксы сказуемости I ой степени |
Поставьте в настоящем времени и проспрягайте (измените по лицам) следующие глаголы:
unutmak — забывать,
kalmak- оставаться,
gelmek – приходить,
ölmek- умирать,
sormak – спрашивать
anlamak - понимать
başlamak - начинать
bakmak – смотреть
Сделайте упражнение по примеру, поставив глаголы в настоящее время:
Незнакомые слова:
konuşmak - разговаривать
gelmek - приходить
izlemek - смотреть
soru sormak – задавать вопрос, спрашивать
oturmak – сидеть, проживать
geç kalkmak –поздно вставать
tatile çıkmak – выходить в отпуск
şarkı söylemek – петь песни
И еще один раз внимание!
В третьем лиц множественном числе, если действие совершается неодушевленным предметом, аффикс lar/ler в глаголе опускается. Если действие осуществляется одушевленным предметом, то возможны два варианта – с и без аффикса:
Yolcular durakta bekliyor(lar) – путешественники ждут на остановке
Otobüsler durakta bekliyor – автобусы ждут на остановке
При прибавлении аффикса –yor к словам с основой слова git, et, tat буква t переходит в d. Например: gitmek à gidiyorum
Сделайте упражнение по примеру, чтобы разобраться:
Незнакомые слова:
muayene etmek – осматривать
hasta - больной
sık sık - часто
gitmek – уходить, уезжать, ехать, идти
demek – произносить, говорить
anlamak - понимать
tatmak - пробовать
dilim pasta – кусок торта
5. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ:
Сразу напишу парадигму образования отрицательной формы глагола
ОСНОВА + mI4 + yor + личные аффиксы |
Думаю, вы легко сможете ее расшифровать: корень слова
(например, yaz-) + отрицательная частица (-mı в четырех вариантах
по закону гармонии (mı
mi mu mü))
+ аффикс настоящего времени (-yor) + аффикс сказуемости
I-ой степени (-um,
-sun
и тд..)
Отрицательная частица
mI4
всегда
безударная, а ударение падает либо на слог перед ней, либо на
-yor.
Итак: yazmamak – не писать (в отрицательном инфинитиве просто перед –mak/-mek пишется ma/me)
Ben yaz-mı-yor-um
Sen yaz-mı-yor-sun
O yaz-mı-yor
Biz yaz-mı-yor-uz
Siz yaz-mı-yor-sunuz
Onlar yaz-mı-yor-lar
okumamak – не читать
Ben okumuyorum
Sen okumuyorsun
O okumuyor
Biz okumuyoruz
Siz okumuyorsunuz
Onlar okumuyorlar
bilmemek – не знать
Ben bilmiyorum
Sen bilmiyorsun
O bilmiyor
Biz bilmiyoruz
Siz bilmiyorsunuz
Onlar bilmiyorlar
Потренируйтесь-ка теперь сами:
Проспрягайте (измените по лицам) в отрицательной форме следующие глаголы:
unutmak — забывать,
kalmak- оставаться,
gelmek – приходить,
ölmek- умирать,
sormak – спрашивать
anlamak - понимать
başlamak - начинать
bakmak – смотреть
Сделайте
упражнение:
Незнакомые слова:
hiç - совсем
konuşmak - разговаривать
yalan söylemek - обманывать
gençler - молодежь
dinlemek - слушать
gitmek – уходить, уезжать, ехать, идти
et - мясо
yemek – есть
çünkü – так как
Давайте теперь повторим все, что мы прошли о настоящем времени, сделав эти упражнения:
Ответить на вопросы :
Siz Türkçe mi okuyorsunuz? Şu doktor hastanede mi çalışıyor? Derste ne yapıyoruz? (okumak, yazmak, konuşmak). Haftada kaç gün çalışıyorsun?
Откройте скобки:
Biz enstitüde (okumak). Sen ne (demek)? Hasan nerede (çalışıyor)? Ders on ikide (başlamak). Ben Türkçe (öğrenmek).
Поставьте в отрицательной форме:
Ahmet ofiste çalışıyor. Ben Japonca biliyorum. Her sabah kahvaltı (завтрак) yapıyorum. Seni seviyorum. Ali güzel şarkı söylüyor.
6. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АФФИКС C2A2
Аффикс ca/ce/ça/çe (два варианта гласной, как вы догадались, из-за закона гармонии гласных, а ç пишется после глухих согласных fstkçşhp) прибавляется к слову, обозначающему национальность и в итоге получается название языка! Названия языков пишутся с заглавной буквы
Вот, например: Türkiye – Türk – Türkçe
Rusya – Rus – Rusça
Japonya – Japon – Japonca
Mısır (Египет) – Arap – Arapça
Давайте выучим несколько стран-национальностей-языков и вы заодно потренируетесь:
Almanya – Alman – .........
İngiltere – İngiliz – .........
Fransa – Fransız - ...........
İtalya – İtalyan - ............
İspanya – İspanyol -.........
Посмотрите на эту шкалу. На ней написаны слова, значение которых меняется слева направо по возрастающей.
_________________________________________________________ >
hiç çok az az biraz iyi çok iyi
совсем не… hiç
очень мало çok az
мало az
немного biraz
хорошо iyi
очень хорошо çok iyi
Эти слова очень пригодятся нам для понимания следующего диалога и употребления их в похожей ситуации:
Арзу: Merhaba!
Ольга: Merhaba!
Арзу: Adım Arzu.
Ольга: Benim adım da Olga.
Арзу: Güzel Türkçe konuşuyorsun.
Ольга: Teşekkür ederim. Rusça biliyor musun?
Арзу: Hayır, Rusça bilmiyorum.
Ольга: Ingilizce bilyor musun?
Арзу: Evet biliyorum, ama çok az. Sen hangi dilleri biliyorsun?.
Ольга: İtalyanca, İspanyolca ve biraz Fransızca biliyorum
Вам все понятно? Ольга приехала в Турцию и познакомилась с Арзу, Арзу хвалит ее турецкий. Ольга спрашивает, знает ли Арзу русский. Та не знает. А английский? Знает, но очень мало (плохо). Арзу спрашивает в ответ: Ты какие языки знаешь? (dil – язык)
Ольга говорит, что знает итальянский, испанский и немного французкого.
Теперь придумайте диалог сами. Вот такая есть ситуация: В школе TÖMER первое занятие. Все ученики из разных стран и еще плохо говорят по-турецки. Им всем нужно познакомиться и узнать где они живут и на каких языках (и на сколько хорошо) говорят. Вот вам картинка, чтобы было наглядней :) Используйте все слова со шкалы!
Диалог можете прислать мне на проверку (в word-овском файле).
Выучите максимально все новые глаголы! Мы их будем употреблять из урока в урок и вам самим будет легче не заглядывать постоянно в словарик. На уроках в off-line контролировать и тренировать знание новых слов, конечно, гораздо легче, но будем надеяться на вашу сознательность :))))
В них много незнакомых слов. Пользуйтесь словариком глаголов. И особо не напрягайтесь, потому что главное на данном этапе правильно разобраться с грамматикой. Лексику мы «наработаем»!
Ну вот и все на сегодня! Спасибо за внимание, до встречи в пятом уроке!