Урок 4 / 4. Ders

 

Этот урок в большей степени будет посвящен грамматике. Сначала мы повторим наши знания, полученные на прошлых занятиях. Затем узнаем как образуется настоящее время изъявительного наклонения глаголов и отрицательная форма глагола, научимся определять инфинитив, узнаем когда употребляется словообразовательный аффикс С2А2 и выучим новые слова и выражения.

 

1. Повторение и перевод

2. Обстоятельства времени

3. Неопределенная форма глагола (инфинитив)

4. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ на –YOR

5. Отрицательная форма глагола в настоящем времени

6. Словообразовательный Аффикс C2a2

7. Новая лексика

8. Домашняя работа

 

 

 

1. ПОВТОР И ПЕРЕВОД

 

Ответьте на вопросы:

 

Mesleğiniz ne? Kaç yaşındasınız? Nerede yaşıyorsunuz? Bugün günlerden ne (= bugün hangi gün)? Bugün Salı mı? Bu ay hangi? Bu yaz hava soğuk mu sıcak mı?

 

Переведите слова:

 

sokak

bardak

неделя

день

yıl

mevsim

цвет

месяц

kişi

Perşembe

Pazartesi

Şubat

Апрель

Сентябрь

Суббота

yaz

зима

весна

sonbahar

 

проверьте себя!

 

 

Просклоняйте по лицам:

 

garson, hasta, güzel, büyük

 

Ben garsonum

Sen garsonsun

O .........   и тд.

 

Поставьте в отрицательной форме:

 

Masa sarı. Ben hastayım. Biz sınıftayız. Masada telefon var

 

Ответьте положительно и отрицательно на вопросы:

 

Sen doktor musun? Ali müdür mü? Ayşe ofiste mi? Sende para var mı?

 

Переведите на русский язык:

 

Kaç yaşındasınız? Hangi çiçek (цветок) güzel? Ofiste kaç masa var? Hangi renk güzel değil?

Saat kaç? Haftada kaç gün var?

 

Проверьте себя

 

Переведите на турецкий язык:

 

Какой у Вас номер телефона? Сколько в классе учеников? Какая девочка красивая? Сколько книг в сумке? В этой комнате (oda) два стола и пять стульев. В году 12 месяцев. Сколько месяцев в каждом сезоне? В году 365 дней.

 

Проверьте себя:

 

 

 

 

 

2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ

 

Давайте запомним несколько новых слов.  Это обстоятельства времени:  

 

sabah – утро (her sabah – каждое утро, bu sabah – этим утром)

akşam – вечер (то же самое)

gündüzдень (но: her gün – каждый день, bugün – сегодня)

yarın - завтра

dün – вчера

şimdi - сейчас

 

 

 

 

3. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВ)

 

В турецком языке инфинитив очень легко распознать. В любом словаре глаголы – это слова, заканчивающиеся на аффикс инфинитива: -mak/mek (ударный)

 

(Вы, конечно же, сразу поняли, почему у аффикса 2 варианта? Правильно! По закону гармонии гласных: mak, если последняя гласная основы твердая, и mek, если последняя гласная основы мягкая.)

 

Например:

аlmak  - покупать,

gitmek – идти, уходить,

sormak - спрашивать,

sevmek - любить,

olmak - быть,

bilmek - знать

 

Предлагаю вашему вниманию список самых употребляемых глаголов в турецком языке. Думаю, он вам пригодится.

 

 

 

4. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ на –YOR

 

На этом уроке мы с вами начнем изучать настоящее время на –yor. Я думаю, что это одно из наиболее часто употребляемых времен (особенно для нас, начинающих. «Я иду, делаю, смотрю, говорю, хочу есть, люблю!» – вон сколько всего можно будет сказать к концу этого урока)! 

 

Итак, настоящее время на –yor употребляется

- если действие происходит в настоящий момент: Я иду в школу.

- если действие присуще субъекту вообще: Я каждый день хожу в школу

- с глаголами движения в значении будущего времени: Сегодня вечером я иду в кино

 

Видите, во всех случаях и в русском языке глагол «идти» тоже стоит в настоящем времени.

 

Настоящее время образуется посредством присоединением к основе глагола аффикса

yor (который не подчиняется гармонии гласных) и личных аффиксов сказуемости 1ой степени (которые как раз закону гармонии подчиняются и после –yor принимают гласную u)

 

Официально ударение должно падать на слог, предшествующий аффиксу yor, но в современном языке ударение может падать и на yor.

 

Итак, смотрите: okumak – читать. Берем основу слова oku, прибавляем аффикс yor и затем, как и в случае с существительными и прилагательными, склоняем по лицам, прибавляя аффиксы:

 

Ben okuyorum – я читаю

Sen okuyorsunты читаешь

O okuyor – он читает

Biz okuyoruzмы читаем

Siz okuyorsunuzвы читаете

Onlar okuyorlarони читают

 

Все должно быть понятно. Теперь внимание!

 

 

Если основа глагола заканчивается на согласный, то между нею и аффиксом настоящего времени – yor возникает узкий гласный (ı i u ü), вид которого определяется качеством последнего  гласного основы (по закону гармонии).

 

Сейчас на примерах расшифрую вам эту абракадабру. Смотрите:

 

yapmak – делать. Беру основу yap. Она заканчивается на согласный, значит перед -yor  должна стоять одна из гласных ı i u ü. Смотрим на последнюю (и в нашем случае единственную) гласную основы. Это гласная а, после которой по закону гармонии гласных должна идти гласная ı. Значит, к основе я прибавляю гласную ı и аффикс -yor

 

Итак:

 

yapmak       - Ben yap+ı+yor+um  - я делаю

bilmek         - Sen bil+i+yor+sun – ты знаешь

gülmek        - O gül+ü+yor – он смеется

konuşmak    - Biz konuş+u+yor+uz   - мы разговариваем

görmek        - Siz gör+ü+yor+sunuz – вы видите    

 

 

С этим разобрались (надеюсь). Теперь внимание еще раз!

 

 

При присоединении аффикса yor к основам, оканчивающимся на широкие гласные  a или е, последние переходят соответственно в узкие ı или i  или в губные u или ü (если в предыдущем слоге есть губные гласные)

 

Расшифровка :)

 

başlamak - Ben başlıyorum – я начинаю

demek     - Sen diyorsun – ты говоришь

oynamak  - O oynuyor - он играет

söylemek  - Biz söylüyoruz - мы говорим

 

Итак, давайте подведем итоги. Запишем все правила в виде парадигмы, по одному взгляду на которую все можно понять и вспомнить.

 

ОСНОВА + (I4) yor + личные аффиксы сказуемости I ой  степени

Запомните еще, что личные аффиксы сказуемости уже показывают, кто совершает действие. Поэтому в предложении личные местоимения часто опускаютсяBen her sabah kahvaltı yapıyorum = Her sabah kahvaltı yapıyorum= Каждое утро (я) завтракаю.

 

 
Ну а теперь приступим к тренировкам:
 

Поставьте в настоящем времени и проспрягайте (измените по лицам) следующие глаголы:

 

unutmak — забывать,

kalmak- оставаться,

gelmek – приходить,

ölmek- умирать,

sormak – спрашивать

anlamak - понимать

başlamak - начинать

bakmak – смотреть

 

Сделайте упражнение по примеру, поставив глаголы в настоящее время:

Незнакомые слова:

konuşmak - разговаривать

gelmek - приходить

izlemek - смотреть

soru sormak – задавать вопрос, спрашивать

oturmak – сидеть, проживать

geç kalkmak –поздно вставать

tatile çıkmak – выходить в отпуск

şarkı söylemek – петь песни

 

проверьте себя

 

 

И еще один раз внимание!

 

 

В третьем лиц множественном числе, если действие совершается неодушевленным предметом, аффикс lar/ler в глаголе опускается. Если действие осуществляется одушевленным предметом, то возможны два варианта – с и без аффикса:

 

Yolcular durakta bekliyor(lar) – путешественники ждут на остановке

Otobüsler durakta bekliyor – автобусы ждут на остановке

 

При прибавлении аффикса yor к словам с основой слова git, et, tat  буква t переходит в  dНапример: gitmek à gidiyorum

 

 

Сделайте упражнение по примеру, чтобы разобраться:

 

Незнакомые слова:

muayene etmek – осматривать

hasta - больной

sık sık - часто

gitmek – уходить, уезжать, ехать, идти

demek – произносить, говорить

anlamak - понимать

tatmak - пробовать

dilim pasta – кусок торта

 

проверьте себя

 

 

 

 

5. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ:

 

Сразу напишу парадигму образования отрицательной формы глагола

 

ОСНОВА + mI4 + yor + личные аффиксы

 

 

Думаю, вы легко сможете ее расшифровать: корень слова (например, yaz-) + отрицательная частица (-mı в четырех вариантах по закону гармонии (mı mi mu mü)) + аффикс настоящего времени (-yor) + аффикс сказуемости I-ой степени (-um, -sun и тд..)

Отрицательная частица
mI4 всегда безударная, а ударение падает либо  на слог перед ней, либо на -yor.

Итак: yazmamak – не писать (в отрицательном инфинитиве просто перед mak/-mek пишется ma/me)

Ben yaz--yor-um

Sen yaz--yor-sun

O yaz--yor

Biz yaz--yor-uz

Siz yaz--yor-sunuz

Onlar yaz--yor-lar

 

okumamak – не читать

 

Ben okumuyorum

Sen okumuyorsun

O okumuyor

Biz okumuyoruz

Siz okumuyorsunuz

Onlar okumuyorlar

 

bilmemek – не знать

 

Ben bilmiyorum

Sen bilmiyorsun

O bilmiyor

Biz bilmiyoruz

Siz bilmiyorsunuz

Onlar bilmiyorlar

 

 

Потренируйтесь-ка теперь сами:

 

 

Проспрягайте (измените по лицам) в отрицательной форме следующие глаголы:

 

unutmak — забывать,

kalmak- оставаться,

gelmek – приходить,

ölmek- умирать,

sormak – спрашивать

anlamak - понимать

başlamak - начинать

bakmak – смотреть

 


Сделайте упражнение:

 

Незнакомые слова:

hiç - совсем

konuşmak - разговаривать

yalan söylemek - обманывать

gençler - молодежь

dinlemek - слушать

gitmek – уходить, уезжать, ехать, идти

et - мясо

yemek – есть

çünkü – так как

 

проверьте себя:

 

 

 

Давайте теперь повторим все, что мы прошли о настоящем времени, сделав эти упражнения:

 

 

Ответить на вопросы :

 

Siz Türkçe mi okuyorsunuz? Şu doktor hastanede mi çalışıyor? Derste ne yapıyoruz? (okumak, yazmak, konuşmak). Haftada kaç gün çalışıyorsun?

 

Откройте скобки:

 

Biz enstitüde (okumak). Sen ne (demek)? Hasan nerede (çalışıyor)? Ders on ikide (başlamak). Ben Türkçe (öğrenmek).

 

Поставьте в отрицательной форме:

 

Ahmet ofiste çalışıyor.  Ben Japonca biliyorum. Her sabah kahvaltı (завтрак) yapıyorum.  Seni seviyorum. Ali güzel şarkı söylüyor.

 

 

6. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АФФИКС C2A2

 

Аффикс ca/ce/ça/çe (два варианта гласной, как вы догадались, из-за закона гармонии гласных, а ç пишется после глухих согласных fstkçşhp) прибавляется к слову, обозначающему национальность и в итоге получается название языка! Названия языков пишутся с заглавной буквы

 

Вот, например: Türkiye – Türk – Türkçe

                        Rusya Rus Rusça

                        Japonya – Japon – Japonca

                        Mısır (Египет) – Arap – Arapça

                       

Давайте выучим несколько стран-национальностей-языков и вы заодно потренируетесь:

 

Almanya – Alman – .........

İngiltere – İngiliz – .........

Fransa – Fransız - ...........

İtalya – İtalyan - ............

İspanya – İspanyol -.........

 

 

 

 

7. НОВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

 

Посмотрите на эту шкалу. На ней написаны слова, значение которых меняется слева направо по возрастающей. 

 

_________________________________________________________ >

hiç            çok az               az              biraz              iyi                çok iyi

 

совсем не…       hiç

очень мало       çok az

мало                az

немного            biraz

хорошо             iyi

очень хорошо    çok iyi

 

Эти слова очень пригодятся нам для понимания следующего диалога и употребления их в похожей ситуации:

 

Арзу:   Merhaba!

         Ольга:   Merhaba!

Арзу:   Adım Arzu.

Ольга:   Benim adım da Olga.

Арзу:   Güzel Türkçe konuşuyorsun.

Ольга:   Teşekkür ederim. Rusça biliyor musun?

Арзу:   Hayır, Rusça bilmiyorum.

Ольга:   Ingilizce bilyor musun?

Арзу:    Evet biliyorum, ama çok az. Sen hangi dilleri biliyorsun?.

         Ольга: İtalyanca, İspanyolca ve biraz Fransızca biliyorum

 

Вам все понятно? Ольга приехала в Турцию и познакомилась с Арзу, Арзу хвалит ее турецкий. Ольга спрашивает, знает ли Арзу русский. Та не знает. А английский? Знает, но очень мало (плохо). Арзу спрашивает в  ответ: Ты какие языки знаешь? (dil – язык)

Ольга говорит, что знает итальянский, испанский и немного французкого.

 

 

 

 

 

Теперь придумайте диалог сами. Вот такая есть ситуация: В школе TÖMER первое занятие. Все ученики из разных стран и еще плохо говорят по-турецки.  Им всем нужно познакомиться и узнать где они живут и на каких языках (и на сколько хорошо) говорят. Вот вам картинка, чтобы было наглядней :) Используйте все слова со шкалы!

 

Диалог можете прислать мне на проверку (в word-овском файле).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Выучите максимально все новые глаголы! Мы их будем употреблять из урока в урок и вам самим будет легче не заглядывать постоянно в словарик. На уроках в off-line контролировать и тренировать знание новых слов, конечно, гораздо легче, но будем надеяться на вашу сознательность :))))

 

Упражнение 1

Упражнение 2

 

В них много незнакомых слов. Пользуйтесь словариком глаголов. И особо не напрягайтесь, потому что главное на данном этапе правильно разобраться с грамматикой. Лексику мы «наработаем»!

 

 

Ну вот и все на сегодня! Спасибо за внимание, до встречи в пятом уроке!